Эксперт Федерального центра гуманитарных практик, автор и преподаватель курса «Конструктор легенд», продюсер киберпутеводителя «Это моя земля» поделился видением, зачем развивать брендинг территорий, как применять сторителлинг для развития культурных проектов и что важно видеть в заявке на грант экспертам грантовых конкурсов.
Эксперт Федерального центра гуманитарных практик, автор и преподаватель курса «Конструктор легенд», продюсер киберпутеводителя «Это моя земля» поделился видением, зачем развивать брендинг территорий, как применять сторителлинг для развития культурных проектов и что важно видеть в заявке на грант экспертам грантовых конкурсов.
Вы много работаете по грантам и благодаря такому виду финансирования развиваете успешные проекты. Как Вы считаете, каким проектам тоже логично развиваться через гранты, а каким лучше использовать другие бизнес-модели? Почему?
В России созданы условия для самореализации и взрослых и юных созидателей. Экономическая модель творческих проектов предполагает востребованность продукта. Общество голосует за него рублем. Если креативные индустрии базируются на обслуживании запросов потребителей, тогда это бизнес. Если же государство выделяет грант, то такой договор предусматривает решение скорее не коммерческой, но социальной задачи, а именно - изменение жизни ядра целевой аудитории проекта. Таким образом, грантовыми ресурсами целесообразно пользоваться тем проектам, в основе которых лежат решения общественных проблем. Обычно, в описании грантовых конкурсов тематические направления, на которые могут быть выделены средства, описаны достаточно конкретно. Важно обеспечить соответствие задач фонда и сути проекта.
Проект «Это моя земля» решает социальные задачи: раскрывает творческий потенциал жителей через создание контента о территориях. Однако, подобный креативный проект может быть нацелен на решение бизнес-задач. Например, вовлечение работников предприятия в продвижение бренда и продукции. В этом случае рабочей бизнес-моделью станет привлечение маркетинговых или HR-бюджетов компании.
Есть ли секреты, которые позволяют Вам получать гранты? Поделитесь, пожалуйста, лайфхаками?
Главный наш грантовый секрет в том, что издательство «Это моя земля» пока гранты не получало. Вероятно, потому, что пока заявки не подавали. Наша стратегическая задача – не получение ресурсов для реализации собственных проектов, а создание системы, которая помогала бы находить в регионах лучших авторов, лучшие сюжеты и лучших продюсеров, которые, в свою очередь, создавали бы проекты о родном крае. Я уверен, что успехи российского хоккея на международном уровне отчасти объясняются наличием хоккейных коробок и ледовых катков в каждом дворе. Так что мы не стремимся получать гранты, но помогаем их выигрывать региональным активистам. Делаем все, чтобы грантовые средства приходили в регионы, помогали растить локальных авторов и продюсеров, способных создавать глобальные творческие продукты.
А что касается лайфхаков для получения грантов, то любой эксперт высоко оценит проект, если из заявки будет понятно:
- какую проблему решает проект;
- что предлагаемый способ решения реалистичен;
- что календарь, смета и партнеры проекта подтверждают способность инициатора это решение воплотить и достичь заявленных ключевых показателей.
У Вас на Культурной бирже сразу несколько проектов, связанных с брендингом территорий. Почему Вы считаете важной такую работу? Зачем она нужна?
Если попытаться одним словом описать состояние информационного фона о российских регионах, то я бы выбрал слово «недооцененность». Помню, в детском саду нас учили поведению на проезжей части, и меня поразило определение «островок безопасности» Мне казалось чудом, что в отсутствии видимых преград для автомобилей всего лишь линия на асфальте приказывает машинам не сметь ее пересекать, и они покорно слушаются. Зигзаги модных западных веяний контрастируют с традиционными российскими ценностями. Я глубоко убежден, что Россия в глобальном смысле – это островок безопасности для всех жителей планеты, кто ценит семью, уважает старших, воспитывает детей в духе ответственности за судьбу семьи, земляков, страны, мира…
Для того, чтобы вырастить такие чувства, нужны не только корни, но и почва. Эмоциональное отношение к земле. Эмпатия к Родине. Очеловечивание родного края. Вот фундамент для устойчивой справедливости будущего.
Брендинг территорий помогает материализовать образ. Дать объемное воплощение чувствам. Это как знамя, как икона, как орден, под светом которых люди вырабатывают и следуют общественным правилам. Условия, при которых у сильного будет возможность самореализации на общее благо, а для слабого уверенность в безопасности.
И все эти проекты – конкурсы. Расскажите, зачем нужно в них участвовать? И как Вы определяете показатели эффективности для этих проектов?
Открытые творческие конкурсы привлекательны для участников по нескольким причинам:
1. Автор продвигает личный бренд, повышает собственную узнаваемость.
2. Автор получает награду от программы «Другое Дело» президентской платформы «Россия - страна возможностей», которая вручается всем участникам конкурсов, приславшим работу, соответствующую творческому заданию.
3. Автор имеет возможность повысить квалификацию, присоединившись к бесплатным творческим мастерским, сопровождаемым большинство конкурсов.
Что касается эффективности проектов, то, кроме возможности признаться в безмерной любви к родной земле, есть вполне измеримые метрики. Например:
- Количество работ, пришедших на конкурс. Их редко бывает меньше 70, чаще больше 100. Например, на конкурс, посвященный 90летию Югры пришло более 250 историй. Три легенды школьницы - Софьи Миненко вошли в сборник с работами победителей. Представьте, что она почувствовала, когда увидела свой рассказ в бортовом журнале авиакомпании «Россия», входящую в группу «Аэрофлот».
- Охват аудитории и вовлеченность (лайки, репосты, комментарии). Эти замеры мы делаем благодаря партнеру – мониторинговой системе Brand Analytics. Только за последние полтора года охват аудитории проекта «Это моя земля» превысил 25 млн чел. Количество авторов – 3,5 тысячи. Вовлеченность – 50 тысяч. Например, в прошлом году мы помогли коллегам из Донецкого университета реализовать проект «Донбасс. Это моя земля». Понимая актуальность темы, заявили в гранте охват – 1 млн. В результате получили 4,5 млн.
- На начало августа 2024 года в серии киберпутеводителей опубликованы легенды по 31 территории (более 700 текстов). Еще 7 конкурсов открыты, четыре из которых воплотятся в сборники до конца 2024 года.
Вы известны как эксперт по сторителлингу. Чем именно сторителлинг может помочь культурным проектам находить партнеров, получать поддержку и финансирование?
Искусство рассказывать истории влияло на выживаемость наших предков. Устная традиция передачи знаний гораздо более древняя, чем письменность. Красноречие и сейчас напрямую связано, как с финансовым благополучием, так и с биологическим успехом. Умелый рассказчик получает лучшее предложение на работу или лучшую цену за свой продукт. Кавалер, владеющий словом, имеет более высокие шансы составить партию, поскольку не только его избранница любит ушами, но и ее родители не лишены слуха. Что касается культурных проектов, то большинство из них предполагает использование законов драматургии и знание сюжетных схем. Однако, любой художественный прием сработает при главном условии – аудитория должна сочувствовать. Узнавать себя в персонаже. А как зародить сочувствие если персонаж не человек, а скажем, природный объект, артефакт или сооружение? Правильно! Очеловечить! Проявление аудиторией эмоции приведет к эмпатии по отношению к персонажу. А создание саспенса (ощущение напряженного интереса - что же будет дальше?) пригодится как при создании художественного произведения, так и при составлении описательной части грантовой заявки. Этот же метод работает и при создании поста для соцсетей, и при подготовке предложения партнеру или инвестору, которого вы приглашаете участвовать в вашем творческом проекте.
Буду рад помочь участникам проекта «Культурная биржа» сделать вашу родную землю легендарной: провести творческий конкурс среди местных жителей и оказать помощь в составлении грантовой заявки!