Коллаборация и партнерство: в чем разница?
15.02.2024
Изображение проекта

Сотрудничество во всех видах и во все времена вело к успеху – и в бизнесе, и в культуре. Но в чем отличия разных видов совместной работы? Давайте разберемся вместе.

Сотрудничество во всех видах и во все времена вело к успеху — и в бизнесе, и в культуре. Но в чем отличия разных видов совместной работы? Давайте разберемся вместе.

 

Коллаборации, партнерство, кросс-маркетинг, комаркетинг — не просто новые модные слова, а разные варианты креативного сотрудничества, которое все больше популярно сегодня. Хорошо известный принцип «вместе сильнее» — вот что лежит в основе совместного творчества. Сегодня даже коммерческие компании оценили выгоду от такого взаимодействия, но пионерами коллабораций были, конечно же, люди культуры.

 

Передовиком совместного производства можно назвать уже Сальвадора Дали: это его лобстера знаменитая модельер Эльза Скиапарелли изобразила на одном из своих платьев, ему она обязана и идеей флакона духов в форме манекена, взамен же экстравагантная Скиапарелли подарила художнику замысел картины «Женщина с головой из роз». Дали сотрудничал с модными журналами — рисовал обложки для VOGUE, а бессмертный логотип Chupa-Chups знают даже дети (даже когда еще не знают, кто такой Сальвадор Дали).

 

Совместное творчество Дали и Скиапарелли — яркий пример коллаборации: процесса, в котором гораздо больше спонтанности и меньше обязательств, чем у партнерства. Хотя последнее — понятие более широкое, и, строго говоря, в него входят не только коллаборации, но и кросс- и комаркетинг. Однако в деловом смысле партнерство — это процесс более формализованный: например, почти всегда он требует заключения договора, в котором прописываются права и обязанности обеих сторон и который в случае неудачи (бывает и такое) расторгать довольно сложно. Именно поэтому обычно коллаборациями называют креативные непродолжительные союзы с яркими, а иногда и шокирующими, результатами. А партнерствами считают долгосрочные проекты с более обширным и глубоким взаимодействием.

 

Кросс-, ко- и другие приставки к привычному уже маркетингу означают не что иное как варианты продвижения. Кросс-маркетинг — когда компании взаимовыгодно обмениваются одинаковыми или равноценными услугами: например, кафе выкладывает у себя открытки некоего музея, а музей, в свою очередь, размещает у себя постеры или рекламные флаеры этого кафе. Или это будет обмен промо-постами в соцсетях — в любом случае, это про обмен.

 

А вот комаркетинг — это совместное продвижение: продолжая аналогию, можно представить, что наш музей и кафе организуют общую рекламную кампанию со спецпредложением вроде: «Ваш план на выходные: искусство и еда в одном впечатлении» — да еще и пообещают скидку за посещение и того и другого в один день. Таким образом они могут не только расширить свою аудиторию, привлекая новых посетителей, но и порадовать своих постоянных клиентов необычным предложением.

 

Так что форматы у сотрудничества могут быть самые разные, но объединяет их одно: оно однозначно усиливает партнеров, обогащая идеями, давая больше возможностей для творчества и в конечном счете — и это важно — больше прибыли. В общем, вы уже поняли, что мы — за партнерство! А вы?